Исторические корни
Исследователи наших дней единогласно полагают, что рождение и формирование астрологии проистекало на этапе между III и V тысячелетиями до н.э. В этот период она входила в состав религиозной системы. Астрологии обучались люди (вавилоняны, халдеи, шумеры, аккады), обитающие в древней Месопотамии (между реками Тигр и Евфрат). Без сомнения можно утверждать, что багаж знаний этих населений Месопотамии о вселенских законах они получили в наследство от прежних народов. Вероятно, астрология пробралась в Двуречье из знаменитой Атлантиды – примера высокой культуры и духовности.
Позже из Месопотамии астрология оказалась в Греции и Египете, где в один прекрасный день из религии модифицировалась в пранауку. Далее она стала продвигаться все далее на Восток (Индию, Китай, Персию) и даже добралась до берегов о. Юкатан (его когда-то населял народ майя).
Современные археологи выявили множество глиняных табличек с клинописными космологическими сведениями. Исследовав их, ученые установили главные положения астрологического учения стародавних народов:
- Мир – не имеет начала и конца;
- Вселенная пребывает в беспрерывном циклическом движении;
- жизнь и судьба людей подчиняются законам космоса;
- временем и всеми процессами на Земле правят астральные божества;
- во вселенной имеется полярность добра и зла.
Содержание глиняных таблиц также подтверждает то, что астрология была неотделимой частью жизни античных людей. Всякая деятельность государственной важности должна была выполняться с буквальным следованием космологическим законам и правилам. Совещаясь с астрологами, повелители избирали день коронации, возведения церквей и дворцов, начина военных актов и много других событий.
Разносясь по свету, астрология опутывалась с цивилизациями различных стран. Особенности и уровень духовного развития какого-либо народа предопределяли специфику учений о законах вселенной и их воздействия на людские судьбы.
Из истории развития астрологии
Однако, в истории астрологии и немало белых пятен. Когда пробуешь ее понять, то весьма нередко зарождается ощущение того, что некогда имевшиеся пространные познания мало-помалу позабывались. В частности, имеются доказательства того, что очень основательное и доскональное осмысление астрономии (то есть, поистине, астрологии, потому что астрономия в те времена была неотъемлемой составляющей астрологии) было в Египте во времена творения Пирамид, то есть приблизительно 2400 г. до н.э. Тогда были учреждены в практике достаточно трудные календари, а уже в 1650 г. до н.э. египтяне, как будто, начали изглаживать из памяти астрономическое начало тех календарей.
В общей сложности можно заявить, что астрология прибыла в Европу (мы сконцентрируемся собственно на европейской ветви астрологии, как наиболее сходной по мировосприятию) из персидских, египетских и вавилонских источников. А посредниками в этом процессе, а также интерпретаторами и распространителями астрологических сведений в первые века н.э. стали философы из Греции. Как раз греческие работы были источником астрологии для развитого света того периода, в том числе для Римской Империи. Астрология исполняла эпохальную роль в Римской Империи и к IV веку н.э. целиком и полностью утвердилась в качестве общепризнанной науки.
Тем не менее, после падения Римской Империи примерно 500 г. н.э. и появления варварских европейских королевств (современных Франции, Германии, Италии и т.д.) астрологическая традиция в Западной и Центральной Европе обрывается. Да и на востоке, в Византийской Империи, религиозная и политическая ситуация были такими, что фактически всецело не давать воли астрологической практике.
И тут на арену сходят арабы. К 711 г. н.э. их империя занимала территорию от теперешней Испании на западе до Индии на востоке. В VIII веке арабские повелители и мусульманские лидеры в общем призывали свою интеллигенцию к постижению греческого языка и внедрения научных достижений прочих народов. Так греческая астрология, наравне с прочими греческими науками, сделалась составным компонентом арабской исламской науки. Как раз в этом качестве астрология продолжала формироваться, тогда как в Европе в течении шести столетий (с 500 по 1100 годы) практика астрологии была неимоверно затрудненной.
Одной из самых существенных оснований для падения развития астрологии в Европе была плачевная ситуация в сфере математического и в общем научного образования, следовавшая за "смертью" Римской Империи. Но все же до 1100 году Запад уразумел, в конце концов, надобность в развитии науки – буквально как это случилось на мусульманском Востоке в VIII веке. Арабские научные (в том числе астрологические) тексты начали массово переводить на латинский язык. Следствием стала эпоха ренессанса заинтересованности в астрологии в Европе, продолжившаяся до XVII века.
Научная революция породила у некоторых западных интеллектуалов иллюзию, что в скором будущем все секреты природы будут выявлены при помощи интеллекта и экспериментальной науки. Широкомасштабная популярность гелиоцентрической теории Коперника, а потом открытие новых планет воспринялись как опровержение астрологии, применявшей геоцентрическую модель Птолемея и лишь пять видимых планет.
Вследствие, до конца XVII века в континентальной Европе практики юдициальной астрологии по сути не было. В Англии же астрологическая традиция длилась, или, как минимум, не оборвалась окончательно из-за того, что в этом государстве традиционно мощен обычай лечения травами, использующий в том числе и астрологические познания.
Как раз в это время стали призывать астрологов доказать "научность" их деятельности, как это фантистично не звучит по отношению к одной из древнейших наук. В наши дни дефиниция науки неимоверно сузилась. Все, что не могло быть аргументировано при помощи "палочки и веревочки", провозглашалось ненаучным. Те из астрологов, кто тяготел к общественному приятию, начали предлагать (и по сей день предалгают) разные рационалистические истолкования астрологии. При всем том по отношению к сфере познания, созданной на античных философско-религиозных концепциях, это выходит не весьма тяжело.
В этот период трансформировалась не только наука, большие видоизменения совершались в мире. И роль астролога в обществе тоже изменялась. Когда-то некоторые астрологи работали по совместительству математиками, докторами, переводчиками. У них был высокий уровень образования, их клиентами преимущественно являлись аристократы и церквные служители – правящие классы этой поры. В частности, один из самых важных представителей Средневековой Астрологии Гвидо Бонатти сам был дворянской крови и предрекал пресвитерам какого ранга им удасться достичь – епископа, кардинала или, может быть, Папы. Он наделял советами членов королевской семьи и аристократов в вопросах политической, военной, государственной деятельности.
Дальше вся власть преимущественно была в руках буржуазии, а возрастающая грамотность среди трудящихся принесла зачин известной астрологии – той самой, которая наполняет в наши дни последние странички множества СМИ. Сфера образования также изменяла ориентацию: главный упор совершался на инженеров, менеджеров, банкиров, а владение языками и философии делалось понемногу все менее стоящим и важным. И когда в середине – конце XIX века в Европе затеялось очередное воссоздание астрологии, только лишь немногие смогли справиться с источниками, большинство из которых так и оставались не переведенными с латини, арабского и греческогоязыков.
Значительная степень неверия общества в то, что все человеческие секреты можно растолковать при помощи интеллекта и стала причиной восстановления интереса к астрологии в XIX веке. Постижение науки стало понемногу расширяться и вследствие к ХХ веку никто уже не удивлялся такой науке как психология, предмет и методы которой в большинстве случаев весьма отдаленные от рационалистического стандарта.
Окрыленные общественным успехом психологии, некоторые астрологи ХХ века начали пытаться "обнаучить" астрологию, сводя ее с психологией. Вследствие появилась и "зацвела" психологическая астрология, которая ориентировалась (в противоположность классической астрологии) на духовный мир человека.
Вместе с тем, до конца ХХ века повысился интерес к классическим астрологическим работам, к тем методам и течениям, которые оказались верными забвению. Отсюда эпоха возрождения Хорарной Астрологии, перевод множества работ на латинском и греческом языках в рамках проекта Хиндсайт.
А в материалистических науках понемножку стало зарождаться точка зрения о том, что имеются некие границы, за которыми принимаются воздействовать совершенно иные законы. Открытия в одной лишь физике разрешают доказывать то, что рационалистические рамки, хоть и по-прежнему крепки, принимаются понемногу трескать.
Мы уверены в том, что астрология может доставлять намного больше прока людям, нежели она доставляет в наше время.
В заключение исторического экскурса – пару наиболее известных имен на сегодняшний день. В истории астрологии есть много превосходных философов/мудрецов:
- Птолемей (II век н.э.) – один из основателей астрономии и астрологии. Описывать все его неисчислимые заслуги перед астрономией не будем – о них можно прочитать во многих справочных СМИ/интернете. И вместе с тем, Птолемей – автор "Тетрабиблоса", первого полного руководства по астрологии. В "Тетрабиблосе" совершене старание в исчерпывающем объяснении астрологических принципов с точки зрения науки того периода.
- Аль-Бируни (X – XI века) – написал работы, которые посвятил вопроса медицины, географии, физики, астрономии, а также написал трактат "Книга вразумления начаткам науки о звездах" – учебник астрологии для начинающих.
- Парацельс (XV – XVI века), знаменитый целитель, почитавший астрологию за составную часть своего искусства. Говорил, что доктор без искусства интерпретации астрологических констелляций – "псевдомедик", и что лекарственное средство пребывает на своде небес.
- Тихо Браге (XVI век). Его нарекли "королем астрономов", а также он был астрологом и алхимиком. Добился очень высокой точности в астрономических измерениях, написал астрологические альманахи для датского короля, истолковывал *гороскоп рождения* для его детей. Отдельные пророчества Тихо Браге обрели всеобщую популярность.
- Иоганн Кеплер (XVI – XVII века) – грандиозный астроном, чьи законы находятся в ядре расчета орбит космических кораблей. В своем первом астрологическом альманахе напророчил необыкновенно морозную зиму и вторжение турков на территорию Австрии. Когда оба пророчества претворились в жизнь, за Кеплером укрепилась слава пророка. Отклоняя вульгарную астрологию, сходную с газетными *гороскопами на сегодня*, внедрил новейшие элементы в теорию астрологии.
- Карл Густав Юнг (XIX – XX века), известный психолог и психиатр. Основательно штудировал астрологию, применял ее в своей практической деятельности. Один из его астрологических опытов обрел огромное признание и стал отличным предлогом, чтобы задуматься о человеческой натуре и сути астрологии.
Отлична компания, не так ли? Тогда присоединяйтесь.